Устранение влажности в салоне автомобиля

01.03.2022 | 1430 просмотров

Влага в машине: причины, последствия, устранение.

Одна из довольно распространенных проблем, с которой сталкиваются владельцы автомобилей в период межсезонья, особенно владельцы далеко не новых машин и чаще всего именно после завершения снежных зимних месяцев – это не просто запотевание стекол, а появление большого количества влаги в салоне. Что делать автосервисам, когда к ним с такой жалобой обращаются клиенты? В чем причина повышенной влажности и как от нее избавиться, не допустив появления в дальнейшем? Ответы на эти и многие другие вопросы по заданной теме вы найдете в нашей публикации.

Проблема появления влаги в салоне, на самом деле характерна для абсолютно любых автомобилей и совершенно не связана ни с их маркой, ни с моделью, ни с возрастом, ни с пробегом. Да, транспортным средствам, скажем так, в возрасте, она наиболее свойственна, но от нее не застрахованы и владельцы достаточно новых машин. Поэтому специалистам автосервиса всегда нужно быть готовыми столкнуться с обращениями по поводу избыточной влажности, имея в своем арсенале эффективные средства противодействия, а так же четкие рекомендации для клиентов.

Беда в том, что масштабы данной проблемы могут быть различны. От тотального запотевания всех стекол «по кругу» с ярко выраженными потеками и крупными каплями на элементах интерьера автомобиля, до вроде бы малозначительных участков на отдельных окнах, которые, впрочем, с течением времени и в разных погодных условиях неизбежно получают тенденцию к увеличению в размерах. Ну а первым признаком надвигающихся неприятностей без сомнения является неприятный затхлый запах в салоне. Мокрые коврики и внутренняя отделка – следующий этап.

Было бы ошибкой считать, что виной всему неисправность системы кондиционирования воздуха. В случае ее некорректного функционирования обычно все ограничивается более или менее серьёзным запотеванием стекол, но если вода появляется на сиденьях, стойках, полу и т. д. причину следует искать совсем в другом. И искать как можно скорее, поскольку повышенная влажность – это без преувеличения реальная проблема, очень негативно влияющая не только на комфортность нахождения в машине, но и что более важно – на безопасность дорожного движения.

Ведь стекло-то всегда можно протереть. Понятно, что лишние действия отвлекают водителя от процесса управления транспортным средством, снижают его концентрацию, но восстановить обзор он способен достаточно быстро. Даже если для этого придется остановиться. А вот скользкие коврики, скользкие педали…. Не нам вам рассказывать, что может произойти, если нога вдруг случайно соскользнет с тормоза или акселератора, если руки начнут скользить по рулевому колесу

Кроме того нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что переизбыток влаги неизбежно приводит к повреждению определенных частей конструкции и декора автомобиля: текстиль покрывается плесенью, на обивке крыши появляются грязные разводы и пятна, металлы ржавеют и т. д. Все это однозначно приводит к снижению остаточной стоимости машины и цены ее перепродажи. Причем плесень, как бы вы ни считали ее животворящим пенициллином, может быть крайне опасна для здоровья людей, склонных к аллергическим реакциям. Да и не только.

Так что СТО, предлагающее своим клиентам эффективные способы борьбы с избыточной влажность, оказывают им чрезвычайно важную, крайне актуальную услугу, значение которой сложно переоценить.

Откуда в автомобиле повышенная влажность?


Существует множество причин, из-за которых автомобиль, скажем так, промокает изнутри. Осенью, зимой и отчасти весной воду приносит на коврики в основном мокрая обувь. Если не стряхнуть ноги, прежде чем сесть на кресло, снег на ботинках начнет таять во время движения и стекать полноводными струйками вниз. Кто-нибудь когда-нибудь сливал эту воду из ковриков наружу? Вот то-то и оно! А еще немало особенно одаренных эстетов, которые брезгуют резиновыми ковриками, используя исключительно текстильные. И как вы думаете, куда вода девается из их автомобилей?
Оставленная на заднем кресле поле прогулки под проливным дождём куртка, вымокший зонтик и проч. тоже сухости не прибавляют: печка быстро прогреет салон автомобиля и влага испарится. Но куда? И не забывайте про влажный воздух, довольно быстро попадающий в салон через открытые двери, окна или крышку/дверь багажного отделения. Спустя какое-то время температура в салоне изменяется и вода конденсируется…
Плюс причины, скажем так, технологического порядка, способствующие накоплению влаги: дефектные оконные рамы, изношенные и уже практически крошащиеся (или слишком твердые) резиновые уплотнители, забитые дренажные отверстия и желоба водостоков, неплотно закрывающиеся дверные стекла, зазоры в люке на крыше и т. п. вещи также приводят к напитыванию салона влагой.
Протекающий из-за различных повреждений кузов еще более проблематичен: вода может проникнуть внутрь через ржавчину на крыльях, колесных арках, дверях и порогах или дырявый поддон багажного отделения, через увеличившиеся в силу старения транспортного средства или после ДТП зазоры и неплотно прилегающие кузовные панели. Все это причины, которые владелец автомобиля может не замечать (или не придавать им должного значения) в течение довольно длительного срока. Однако на протяжении всего этого срока они будут творить свое мокрое дело во время ненастной дождливой или снежной погоды. И лишь когда идет очень сильный, буквально проливной ливень особенно внимательные автолюбители смогут заметить, что некоторые уплотнения – самые неплотные уплотнения – совсем не так герметичны, как хотелось бы.

Особо уязвимые места

Где следует искать скопления влаги? Вот ее самые излюбленные места в салоне автомобиля (и не только):
1. В пространстве для ног водителя (в районе педального узла) и пассажира: вода обычно активно скапливается под ковриками, попадая под внутреннюю обшивку.
2. Внутренние стороны лобового стекла из-за дефектов уплотнителей
3. Ниша для запасного колеса из-за проникновения воды через колесные арки задней оси, заднее стекло (все те же нездоровые уплотнители) и/или засорения дренажных отверстий.
4. Для сдвижных люков на крыше (разного размера и изготовленных из разных материалов): уплотнения спереди и по бокам, а также сливные каналы или дренажные шланги для дождевой воды.

Почему запотевают окна изнутри?

Как мы установили, вода и влага могут проникать внутрь автомобиля по-разному. Это может произойти через одежду, а также из-за каких-либо нарушений герметичности или протечек. И в принципе в этом нет ничего страшно, это вполне закономерный и объективный процесс, поскольку все мы знаем, в каком климате мы живем. Конечно, кто-то в более теплом, кто-то в менее – страна-то огромная, однако дожди и снег у нас случаются повсеместно, причем с непоколебимой регулярностью.
Но если влага в машине не удаляется из салона естественным путем или принудительным (вентиляция, регулярная сушка ковриков и т. д.), она скапливается в автомобиле и стекла запотевают изнутри. Потому что влага обычно оседает в местах, где температура ниже среднего для рассматриваемого помещения/объема значения – в нашем случае на оконных стеклах. Из-за более низких наружных температур водяной пар снова становится жидким и проявляется на стекле крошечными каплями. То есть вода конденсируется.

Холодный воздух поглощает меньше воды, чем теплый. Это хорошо видно зимой, когда конденсируется воздух, которым мы дышим. Вот почему влажность также указывается как «относительная влажность». Пример (из школьного учебника физики, просто чтоб вы лучше поняли, о чем мы): при 10 градусах Цельсия воздух может хранить девять граммов воды на кубический метр, при 20 градусах Цельсия – 17 граммов – почти в два раза больше.
Вот почему запотевание стекол в основном происходит осенью и зимой, и именно поэтому конденсат накапливается в более холодных местах автомобиля.

Что помогает от запотевания стекол в машине?


Ездить с запотевшими стеклами крайне не рекомендуется. Если окна мокрые изнутри, водителю надо первым делом протереть их замшевой тканью или салфеткой из микрофибры. Эти материалы отлично впитывают влагу и не оставляют потом разводов или неопрятных следов.

Когда двигатель прогрет до рабочей температуры, вентиляция, направленная на лобовое стекло, обычно сохраняет его сухим и без запотевания. Однако достижение оптимального режима может занять несколько минут, особенно утром, когда лобовое стекло еще очень холодное. Ускорить процесс поможет как раз протирка и устранение лишней воды уверенными движениями салфеткой.

Если лобовое стекло постоянно запотевает и влажно изнутри, поможет только тщательная проверка автомобиля. Часто влага попадает внутрь через вполне определенные неплотности, поэтому в качестве первой рекомендации может быть временная заклейка периметра стекла скотчем. Если после этого оно остается сухим, значит, все дело в поврежденном уплотнителе который необходимо заменить. Впрочем, на не очень дорогих и совсем старых автомобилях с сугубо экономической точки зрения куда рациональнее будет не связываться с уплотнителем и оставить скотч на месте.

Как удалить влагу из машины?


С напольными резиновыми ковриками все более-менее ясно. Если на них попадает вода или снег после поездки коврики надо обязательно тщательно высушить. Особенно, перед тем как оставить автомобиль на длительное время без эксплуатации. В противном случае существует риск образования плесени или даже ржавчины в этой области. Влажные текстильные напольные коврики можно сушить в течение ночи на батарее, обогревателе или (удел слишком изощренных фантазеров) феном.
Для того чтобы высушить несъемное напольное покрытие, можно воспользоваться старинным дедовским способом, положив на него… газету и подождать пока влага не пропитает бумагу (только потом обязательно уберите эту бумагу из салона). Так же можете оставить автомобиль в тепле с приоткрытыми окнами на несколько дней. Однако осенью и зимой реализация такого мероприятия возможна только в отапливаемых гаражах.

Альтернативой могут стать, например, специальные осушители, или влагопоглотители – так называемые силикагели. Они также довольно эффективно удаляют влагу из салона автомобиля без включения вентиляции, уменьшая риск появления плесени и неприятных запахов. Их можно найти даже в самых тривиальных хозяйственных магазинах и, конечно же, они продаются во многих магазинах автозапчастей, на интернет-площадках и т. д. Внутри содержится сухой впитывающий материал, который собственно, и выполняет всю основную работу. Целесообразно держать такой товар и на СТО, предлагая своим клиентам дополнительный сервисный аксессуар по конкурентной цене или как некий бонус/подарок в рамках действующей программы лояльности. Автовладельцы обязательно это оценят, поскольку вещица полезна не только в автомобиле, но и вообще в хозяйстве.

В качестве влагопоглатителя может выступить (только не удивляйтесь) наполнитель для кошачьего туалета. Ведь это же тоже своеобразный силикагель. Его надо насыпать в тканевые пакетики (или даже в обычные носки; прекрасно походит марля, из которой можно сделать несколько мешочков среднего размера) и разложить по салону. Он отлично впитывает влагу не только из животных, но и из воздуха. Только не забудьте напомнить клиенту о том, что надо регулярно менять содержимое.
Удалять воду из резиновых напольных ковриков будет еще проще, если в пространстве для ног поставить миску с рисом (бюджетнее) или молотым кофе (дороже). Боитесь, рассыплется? Марля в помощь еще раз – возвращаемся к изготовлению мешочков.

При длительном вождении влага также хорошо испаряется за счет воздухообмена, когда обогрев включается на максимум
Электрические комнатные осушители или тепловентиляторы представляют собой наиболее мощные средства. Но для их функционирования необходимы 220 В, которые есть только у очень ограниченного круга транспортных средств. Так что запустить их получится лишь в гараже, где есть розетка, или же приобретя инвертер, повышающий напряжение.

Держать ли такой аксессуар в наличии на складе? Скорее всего, конечно же, нет, но в преддверии сезона уместно заключиться на хороших условиях с парой-тройкой потенциальных партнеров, чтобы в случае необходимости они могли оперативно доставить подходящие устройства. Вместе с инверторами. Опять же – подобные приборы полезны не только в автомобиле, но и в бытовом применении. Об этом так же не примените сообщить раздумывающему клиенту. Это будет дополнительным мотиватором к покупке.

Ну, а если есть неиспользуемые по каким-либо причинам отапливаемые площади их вполне можно сдавать, как отстойник для проветривания автомобилей. Сколько держать автомобиль? Тут все зависит от количества влаги внутри и температуры помещения. Но сутки минимум – однозначно. Дальше уже смотрите по состоянию транспортного средства.

Как предотвратить попадание влаги в машину?


Чем бороться с чем-то, как мы все прекрасно знаем, лучше в принципе этого не допускать. Поэтому главная рекомендация, которую сотрудник СТО может дать клиенту, столкнувшемуся с данной проблемой, должна сводиться к этой немудреной аксиоме.

Естественно полностью избежать проникновения влаги в салон автомобиля, особенно в осенне-зимний сезон, невозможно, однако вполне реально значительно сократить ее количества.

Сделать это можно с помощью следующих маленьких хитростей, в которые обязательно посвятите своих клиентов:

• В сырую погоду старайтесь открывать двери, окна или дверь/крышку багажного отделения только на короткое время, если после этого автомобиль не будет эксплуатироваться в течение длительного срока.
• Перед посадкой в автомобиль тщательно стряхните грязь с ног, чтобы в салон попало как можно меньше воды или снега.
• Не оставляйте мокрые куртки и т. п. вещи в машине дольше, чем это необходимо.
• Во время движения хорошо прогревайте салон, и время от времени ненадолго проветривайте его. Небольшой сугубо эпизодический перегрев в стиле финской сауны так же не повредит.
• Регулярно проводите профилактическую обработку уплотнений с помощью средств по уходу за резиновыми изделиями. Они сохранят их эластичность и высокую герметизирующую способность.
• Регулярно проверяйте старые автомобили на наличие ржавчины.

Почему в машине не должно быть влаги?


Влага в автомобиле влияет на комфортность передвижения во многих отношениях. Обзор сильно ухудшается из-за запотевания окон, особенно в темное время суток, что значительно увеличивает риск несчастных случаев. Однако влага скапливается не только на стеклянных поверхностях, но и оседает на обивке, коврах, электронике и металле в интерьере.

Затем на текстиле могут появиться пятна плесени и грязные разводы. Как не сложно догадаться, привлекательности автомобилю они не прибавляют. Кроме того споры плесени и скапливающиеся бактерии на тканях и обивке, а также под пластиковыми деталями вредны для здоровья и вызывают неприятные запахи, а так же аллергические реакции и заболевания дыхательных путей.

Избыток влаги также может привести к ржавчине. Если уровень воды в нише запасного колеса в багажном отделении достигает миллиметра, водителя будет беспокоить не только «плеск волн» за спиной, но и корродирующие днище автомобиля (даже если он пока об этом не подозревает). К тому же в долгосрочной перспективе подвергается опасности прочность фиксации резьбовых соединений и сварных швов (и не только в багажном отделении).

В общем влага в салоне – это зло. С ней надо бороться всеми доступными средствами и больше никогда не «потеть»!

Источник: Новости Автобизнеса abiznews.net
Назад

Оставить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь.
Спасибо за ваш комментарий!